Дата публикации:

MVP (демо-версия) сайта


MVP (демо-версия) сайта - Студия Вебтую

Все инициаторы сетевых стартапов желают поскорее начать бизнес, причем успешно и без лишних рисков. Проверенный практикой способ – ориентироваться на MVP (minimum viable product) или демоверсию проекта с минимальным функционалом, чтобы начать зарабатывать, а уже в процессе улучшать и расширять сетевой ресурс. В этом случае MVP выглядит как простенький сайт, сетевой магазин с базовым набором опций – только для продаж и сбора данных для анализа. Расходов немного, работать можно – стартап как есть.

Конечно, полная версия онлайн-магазина может и должна выглядеть богаче во всех смыслах. Это ясная и недалекая перспектива, но надо же с чего-то начинать. Помимо расширения функциональности, придется оперативно анализировать продажи, внося поправки по обстоятельствам – это предсказуемо.

Польза от MVP

Демоверсия в качестве ориентира позволит сразу определиться с минимальным набором опций, требуемых для начала продаж. Это упрощает планирование: заранее ясно, каким должен быть сетевой магазин в день открытия. А значит, инициатор экономит деньги и время в самом начале пути, когда любые ресурсы в дефиците.

Такой подход сильно удешевляет первоначальные действия – просто не нужно платить за опции, не требующиеся в первое время. Минимальный набор, чтобы удовлетворить запросы пользователей, сократит ожидание запуска проекта. И у каждого потенциального клиента будет гарантированная возможность получить желаемое – а значит, новый бизнес скоро станет доходным.

Надо понимать, что тестировать придется все равно. Только демоверсию тестировать легче – ничего лишнего нет. А по мере расширения предстоит не только тестировать надежность работы, но и на практике выяснять востребованность новых опций. Зато все проверенное перед запуском уже не надо будет проверять снова.

Даже в таком урезанном виде сайт годится для анализа – например, оценки окупаемости, интереса потенциальной аудитории, перспектив привлечения инвесторов. Если надежны не оправдаются, поменять бизнес-модель на этом этапе дешевле всего – а заодно и клиентскую базу сохранить можно, и в убытки не уйти. Практика подтверждает, что риски такого подхода минимальные, как и расходы. Можно бюджетно стартовать, а потом добавлять то, что понравится клиентам.

Специфика MVP

Да, функционал минимален – но для клиентов его должно хватать. Чтобы любой посетитель мог выбрать желаемое, уточнить что угодно, физически купить товар или услугу. И чтобы продвижение было эффективным для продавца. А значит – прием оплаты должен быть на месте, как и обратная связь в удобной форме. Уже демоверсию можно использовать для рекламы перспективных предложений, еще недоступных – для оценки заинтересованности потенциальных покупателей.

Разумеется, обратная связь поможет не только успешно продавать, но и улучшать предложение под нужды клиентов, вплоть до отдельных моделей и специальных модификаций. Живое общение с потребителями – отличная возможность проверки гипотез, выявления недостатков, оперативного исправления ошибок. Аналогично, если клиенты заранее ждут анонсированную новинку или уже довольны купленным, надо расширять бизнес как есть.

Сложности при создании MVP

Чтобы стартап удался, важен предпроектный анализ. Это может делать автор идеи, нанятые специалисты или штатные сотрудники компании. Проводится анализ для практической цели – выявления обязательных опций для этого стартапа, в форме сетевого магазина. В конечном итоге, моделируется поведение посетителей и под него готовится функционал.

Для успешного MVP характерны небольшая целевая аудитория, скудный функционал, заготовленные планы по улучшениям, оперативная разработка. В некоторых случаях стартапы буквально с одним лендингом и таблицей данных оказываются удачными, доходными и перспективными. Но успокаиваться с первыми успехами нельзя, ведь MVP – это лишь «начало большого пути». И очень важно не наделать в этом начале ошибок, ведущих к большим трудностям.

Не надо сразу стараться сделать конфетку – не зря все художники знают, что «нет предела совершенству»(с). Это все равно не получится, а времени и денег сожрет очень много. Демоверсия не должна быть сложной – она должна быть достаточной и полностью работоспособной. А уже потом можно спокойно добавлять опции, расширять ассортимент, интересоваться мнением покупателей о новинках и т.д. Стремиться к идеалу полезно – только не сразу, а вовремя.

Тут кроется одна ловушка: с одной стороны – MVP минималистична. А с другой – должна соответствовать запросам клиентов. Чтобы ожидания оправдывались, нужен качественный предпроектный анализ и достаточно сведений о потребностях целевой группы. Обратную связь после запуска тоже нельзя забрасывать – это жизненная необходимость для нового бизнеса: слушать и слышать клиентов.

Не надо путать MVP с предрелизом – это не одно и то же. За предрелиз еще никто не несет ответственность, а MVP – уже полноценный продукт в продаже. И покупатели вправе знать, за что платят свои деньги. Это дает один из главных бонусов – возможность проверить потенциальный рынок прежде, чем серьезно вложиться в новый бизнес. Ожидания от стартапа должны быть оправданы реальностью, иначе нет смысла тратить деньги и время.

В отличие от MVP, предрелиз с открытым кодом не предусматривает влияние пользователей на концепт и перспективу развития проекта – все уже заранее решено, обратная связь в принципе не требуется.

Риски MVP

Всегда есть вероятность «выплеснуть с водой и ребенка», т.е. слишком много исключить из первого этапа ради экономии. Да, MVP предполагает максимальную экономию – но не за счет базового функционала. Определенные расходы, вложения, усилия обязательны – ведь все ориентировано на успешный стартап, а не провал и списание убытков. Но успех сам по себе не приходит, для него постараться надо. MVP – это готовый продукт и демонстрация потенциала, пусть и скромная по затратам: уже в таком виде предложение должно привлекать клиентов, позволяя оценить аудиторию.

Для осмысленной обратной связи с рынком надо непременно думать на перспективу. Успешный стартап предполагает не только активные продажи, но и наличие стратегии развития бизнеса. А значит, еще до начала подготовки MVP следует согласовать принципы и методы, обязательные и требующие финансирования. Перед тем, как идея воплотится в предложение с ценником, надо решить – зачем это делать? Цель новшества, назначение продукта должно быть понятным для всех причастных к его созданию. Это может быть основная версия плюс сопутствующие.

Также обязательно определить целевую аудиторию – причем сузить ее до минимума. Самый лучший продукт – нишевый, а универсальнее сделать никогда не поздно, это резерв. Исходя из первых определений (что и кому будем предлагать), можно анализировать потенциальных конкурентов – кто будет предлагать похожее, кому и на каких условиях? Чем лучше изучить конкурентов, тем выше вероятность избежать ошибок, вплоть до заимствования чужого опыта и копирования успешных проектов.

Никто не мешает начать с прототипа, хотя кажется – куда уже проще? Это полезно, когда нет опыта и уверенности в успехе. Выйти на уровень MVP можно со слабым проектом, усложняя до рабочей версии по вероятным сценариям поведения клиентов.

И наконец, когда создание MVP появляется на повестке – пора писать техзадание (ТЗ). Среди прочего там описывается внешний вид (оформление), программная часть проекта, перечень требований к итоговой демоверсии. А для продаж надо будет интегрировать ERP-сервисы, подключить платежные терминалы и службу доставки.

Не помешает адаптация сетевого магазина к смартфонам, чтобы клиенты могли заходить не только с ПК или ноутбука. В идеале, чтобы MVP уверенно работал на любых гаджетах. Заниматься версткой и сборкой программ должен специалист, а тестировать на ошибки – тем более. И CEO-оптимизация перед открытием не помешает, хотя бы на минимальном уровне – под заказ, нанятым мастером из агентства, чтобы новенький проект сразу «понравился» солидным поисковым системам.

Что нужно для удачного запуска MVP

Практика показывает, что максимально бюджетный стартап для успеха не должен содержать ошибок. К этому ведет конкретное ТЗ со сроками, соблюдение функциональности проекта, отсутствие лишних работ, понятная степень готовности в процессе, письменное и подробное изложение (желательно не файлом, а на бумаге, по старинке).

Видя перед собой идею на бумаге, легко рассматривать ее с разных сторон и на любых стадиях. Число внесенных правок при этом непринципиально, как и авторство правок. А вот исключить лишнее уже на этапе формирования ТЗ полезно.

Если разработка демоверсии затягивается, хотя проект не выглядит сложным – как способ ускорения, можно отказаться от лишних работ, не дающих эффекта на уровне MVP. Просто выкинуть эти пункты из ТЗ и делать проект дальше.

И самое главное: даже целостный на вид проект стартапа – это лишь начало. Даже если оно уже выглядит заманчиво, относиться надо к проекту как к базовой версии для развития. Чтобы стартап вырос в солидный бизнес, он просто обязан улучшаться и расширяться.

MVP – это фактически демонстрация, как пробник косметики, чтобы проверить окупаемость на клиентах. Лучший ориентир для развития и улучшений продукта – обратная связь с потребителями. А MVP должен быть простеньким до примитивности, чтобы на каждом этапе развития проекта улучшения были явными, повышали эффективность. Старт – это лишь начало марафона, а до шампанского за ленточкой очень далеко.

Логотип w2you
197022, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Каменноостровский пр-кт, д. 40 литера А
Телефон: +7 812 416 05 33
Почта: [email protected]

Нужен  новый сайт?

Оставьте свои данные, и мы свяжемся с вами, чтобы уточнить детали и приступить к разработке!

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Наш блог

Добро пожаловать в наш блог, где мы делимся свежими новостями, достижениями и вдохновляющими историями и практиками из мира IT.