
Споры о Web 3.0 активизировались после показа Марком Цукербергом короткой презентации, касающейся определения направления работы компании по созданию проекта метавселенной и переименования Facebook в Meta*.
Это произвело эффект домино, другие крупные компании начали раскрывать собственные планы, включая своё видение мета-вселенной. Разумеется, это окажет влияние на всю нашу жизнь и на восприятие интернета. Данное событие вызвало необходимость ускорения перехода к версии Web 3.0. интернета.
Существует множество объяснений Web 3.0, но все они не до конца ясные. Причина заключается в том, что сложно с точностью определить, что собой представляет Web 3.0, так как строгого определения не существует. Обычно Web 3.0 вызывает ассоциацию с криптовалютами, блокчейном и метавселенной. И это отчасти правда, так как данные технологии уже сейчас создают современный интернет. Для того, чтобы составить четкое представление о Web 3.0, потребуется намного больше времени, причем никто не представляет, сколько именно. К примеру, переход к Web 2.0 от Web 1.0 занял порядка 10 лет. Здесь мы подведем итоги эволюционного развития интернета и попытаемся выяснить, куда мы идем.
Палеолит интернета 1.0
В 1991 г. начался I этап эволюционного развития интернета (Web 1.0). Продлился он до 2004 г. Большинство сайтов тех времен были статическими страницами с изображениями и текстом. Вы могли только читать текст и ничего другого. Популярностью пользовались сайты-портфолио, представляющие бизнес либо человека. Пользователи – это потребители, у них была возможность видеть одинаковый текст и читать его словно газету. Интернет не является защищенным, пользователям ничего не стоит заразиться вирусом при переходе по вредоносным ссылкам. Реклама не работала, так как не была таргетирована, сайты в основном убыточные. Более динамичными сайты стали после создания технологий javascript и flash.
Мезолит Web 2.0: эпоха больших данных
Началом эпохи интернета Web 2.0 стал 2004 год, и мы находимся в ней сегодня. Вместо сайтов, которые доступны лишь для чтения, пользователи с ними взаимодействуют: общаются, делают посты, продают и покупают, используют как программу. Они имеют возможность видеть различный контент, зависящий от их интересов, что возможно лишь благодаря сбору пользовательской информации и ее анализу. Наука об информации и машинное обучение – главные инструменты для написания целевого контента. Информацию формируют пользователи, однако хранятся и управляются они технологиями без обеспечения конфиденциальности. Данными о пользователях компании пользуются для показа рекламы. Пользователи стали обычными продуктами.
Неолит интернета 3.0 или эпоха блокчейна
Сейчас начинается новая эра – Web 3.0, в которой пользователи выступают владельцами информации. Информация, услуги и компании принадлежат и управляются с помощью DAO (децентрализованной сети блокчейнов). Если нет президента или генерального директора, то компании вынуждены перейти на DAO. Исходный код у сервисов открытый. Они вносят изменения, основываясь на консенсусе между пользователями. Передача всех данных является конфиденциальной, а информация защищена. Авторское право цифровых активов защищено и закреплено за NFT (речь идет об уникальном токене, который хранится в блокчейне).
Все транзакции проводятся при помощи криптовалют, что обеспечивает их безопасность и оперативную передачу. Каждый пользователь анонимен и скрывается за виртуальным аватаром. У пользователей есть возможность подключаться к разным виртуальным мирам, а также взаимодействовать с другими людьми и 3D-моделями. Это напоминает научную фантастику, однако это уже происходит. Со временем переход только ускорится. Блокчейн представляет собой революционной технологией, призванной изменить отрасли, установив абсолютно новый стандарт.
Заключение
Мы только в самом начале перехода к интернету Web 3.0. Нам предстоит преодолеть длительный путь. Во-первых, блокчейн бросил вызов многим очень влиятельным организациям: банкам, глобальным корпорациям. Он пытается взять власть у них, сделав ее децентрализованной. Во-вторых, подрастает новое поколение, уже проводящее в играх (например, метавселенной) большую часть жизни, оно знает о блокчейне, криптовалюте, цифровых транзакциях в играх. Когда они станут нас заменять, требования к рынку у них будут совершенно другие. Бизнесу придется адаптироваться, а мы вступим в новую эру интернета.