
Чтобы создать сайт, необязательно иметь техническое задание, но такая работа не имеет смысла. В веб-индустрии почти никто не трудится без продуманного ТЗ, оно обязательно должно быть четким. Его наличие позволит разработать интернет-ресурс с удобным интерфейсом – это может быть не только обычный сайт, но и интернет-магазин.
Основную работу предваряет составление технического задания. Расскажем, для каких-целей оно требуется, кто отвечает за его создание и из чего должно состоять.
Что такое ТЗ на разработку сайта?
Техническим заданием называют специализированный документ с детальным описанием различных характеристик будущего интернет-ресурса. Речь идет о технических и функциональных параметрах, содержимом. Чем детальнее будет документ, тем выше окажется качество выполненной работы, связанной с созданием сайта. У клиента появится ресурс, отвечающий его пожеланием, а команда подрядчика сделает то, что нужно.
Назначение технического задания
Создать сайт за один день нереально, работа может занять несколько недель и даже месяцев. За этот период могут поменяться обстоятельства, к примеру, поменяется руководитель проекта. Он окажется не проинформирован обо всех его деталях, ему потребуется изучать тех задание.
Или придется делать паузу в разработке ресурса. Перерыв может быть вызван материальными трудностями или смещении фокуса внимания на другое направление предпринимательской деятельности.
Своевременно сформированное тех. задание обеспечит безопасное выполнение всех шагов при создании сайта, причем и для одной, и для другой стороны. Подобное преимущество формирования ТЗ заключается в отсутствии лишних материальных расходов. Благодаря этому снижается вероятность напрасной траты времени, связанной с доработками. Клиент получает тот результат, на который рассчитывал.
О преимуществах тех. задания для заказчика и подрядчика
Клиент понимает, за что ему предстоит заплатить, и какой он получит сайт. Структуру ресурса он увидит сразу, если на промежуточной стадии ему что-то не понравится, корректировки можно будет внести до основной работы.
Техническое задание демонстрирует, насколько компетентен подрядчик, оно повышает уровень доверия к исполнителю. А еще ускоряет согласование базовых моментов. В одном документе собираются все требования, которые выдвигаются к конкретному проекту.
Еще одно преимущество технического задания заключается в возможности защититься от недобросовестной работы подрядчика. Готовый ресурс проверяется на соответствие перечисленным в нем требованиям. При наличии неточностей за их исправление берется разработчик. Если имеется официальное соглашение, можно заставить его сделать это в судебном порядке.
При наличии технического задания заказчику проще сменить исполнителя. Если общей язык найти не удалось, работу продолжать бессмысленно. В подобной ситуации трудности в создании ресурса неизбежны. Если есть детальное ТЗ, заказчик просто отдаст его другой команде.
Преимущества имеются и для исполнителя. ТЗ дает возможность разобраться в пожеланиях клиента, избавит от необходимости задавать ему многочисленные вопросы, вносить полученную информацию в документ, тратить время на его согласование. Если техническое задание одобрено, значит, можно приступать к делу.
Это своеобразная страховка от изменения пожеланий клиента, кардинальной смены задачи. При наличии согласованного и подписанного ТЗ, суд, если в таковом возникнет необходимость, будет на стороне исполнителя.
Грамотно сформированное техническое задание обладает юридической силой и служит средством защиты исполнителя и заказчика в спорных случаях. Оно показывает компетентность подрядчика, служит подтверждением его профессионализма. А еще это способ заработать деньги, ведь услуга разработки ТЗ оплачивается отдельно.
Документ, отражающий функциональные и технические характеристики сайта упрощает и ускоряет дело. Он делает более понятной структуру ресурса и функционал отдельных страниц, дает возможность сразу приступить к созданию кода и продумыванию дизайна.
У обеих сторон появляется защита на случай спора. Если на этапе сдачи проекта клиента не устоит CMS или оформление сайта, всегда можно сделать акцент на наличие такого пункта в задании, где указаны нюансы. Важно учесть, что техническое задание не может служить заменой соглашению – это различные виды документации.
Что произойдет, если обойтись без задания или составить его неправильно
Отсутствие технического задания, его некачественная подготовка чревато появлением «серой зоны». К примеру, заказчик понимает, как должен выглядеть дизайн, но не рассказал об этом подрядчику. В этом случае оформление будет создано исходя из прошлого опыта исполнителя. Дизайн в итоге окажется хорошим, но не таким, каким его представлял заказчик. И одна, и другая сторона окажутся не удовлетворены итогами сотрудничества.
Во избежание таких недопониманий, в техническом задании детально прописывают важные для клиента моменты.
Некачественными называют документы, если в них задействованы необъективные или обобщенные термины, к примеру, «сделайте красиво» или выберите систему оплаты для ресурса. Понятие «красивый» очень размыто, у заказчика и исполнителя могут быть совершенно разные представления. Платежных систем насчитывается много, клиент думал, что это будет работать так, а оказалось по-другому.
В обязательном порядке нужно детально обсудить нюансы, какую систему использовать, какой должна быть анимация.
Кто отвечает за составление ТЗ
Техническое задание необязательно должен разрабатывать будущий владелец ресурса, но его участие в этом процессе желательно. Разработкой занимаются специально обученные люди, можно воспользоваться услугами агентства либо фрилансера. Предварительная версия ТЗ в обязательном порядке согласуется с заказчиком, необходимо обсудить все пункты.
Здесь есть свои трудности, при односторонней работе процесс составления задания затягивается, увеличивается время его создания. Опытный веб-разработчик поможет сэкономить и финансы, и время. В идеале клиент и исполнитель должны трудиться над заданием совместно.
Заказчик знакомит подрядчика с организацией, продукцией и услугами, рассказывает о целевой аудитории. Он объясняет, для чего ему понадобился сайт, делится пожеланиями, идеями, демонстрирует примеры, которые кажутся ему удачными. Его задача детально ответить на возникшие у исполнителя вопросы.
Упростить работу подрядчика можно путем заполнения брифа на разработку ресурса. В нем даются развернутые ответы на основе вопросов. Документ может быть сделан в программе Excel или иметь формат опросника.
Какие моменты нужно учитывать при разработке ТЗ
Начать стоит с организационных вопросов:
- Сроков, отведенных на разработку интернет-ресурса.
- Детализации объема предстоящей работы.
- Подробного описания каждого из этапов.
Трудно назвать оптимальные сроки, не вникнув в специфику проекта. Но можно обозначить средние сроки. Ресурс, создаваемый по шаблону, будет готов в течение 14-30 дней. В случае с лендингом на шаблоне работы занимают еще меньше времени. Если речь идет о создании ресурса, обладающего замысловатым функционалом, с нуля потребуется не меньше 4-х недель.
На объем работ влияет сложность поставленной задачи. Лендинг одностраничник и полноценный интернет-магазин, поддерживающий связи со сторонними сервисами – это разные по масштабу проекты, поэтому и время, затраченное на их создание, сильно разнится.
Важно детально прописать каждый из этапов работ, от особенностей движка до оформления ключевых разделов, наполнения сайта, выбора доменного имени и других важных моментов.
Технические требования
Далее можно приступать к обсуждению технических требований, касающихся:
Сначала нужно детально расписать термины, применяемые на этапе создания сайта. Контентом называется текст, рисунки и видео, публикуемые на сайте.
CMS – это заблаговременно подготовленная система, предназначенная для управления ресурсом. Она обеспечивает возможность добавления и редактирования контента.
Подвалом называется блок, отображаемый в нижней части на каждой из страниц ресурса.
ребования общего характера
В этой части документа прописываются цели создания ресурса.
Формируется сценарий применения сайта, определяется целевая аудитория (на кого он рассчитан).
Сюда же относят домен, если таковой имеется и языковые версии.
Обозначается перечень страниц, контент в шапке и подвале сайта.
Движок
В задании необходимо прописать желаемый движок ресурса. Он может быть самописным, представлять собой конструктов сайтов – Tilda либо Wix. К популярным вариантам можно отнести CMS (1С-Битрикс, Wordpress) и Picture.
Если заказчик не разбирается в системах управления, следует задать ему несколько уточняющих вопросов, чтобы определиться с оптимальным вариантом. Важно узнать, кто будет публиковать контент, кто займется обслуживанием ресурса.
Большинство заказчиков отдает предпочтение CMS 1С-Битрикс. К преимуществам этой системы можно отнести простоту управления, легкость доработок.
Отдельного внимания заслуживают требования, предъявляемые к структуре ресурса. Ее представляют в виде схемы либо расписывают. Указывается содержание страниц, дается описание основных элементов.
Контент
Если клиент не обозначит в задании, что ему требуется контент, то получит пустой сайт. Этому пункту уделяется особое внимание. Контент может предоставлять сам заказчик либо этим займется исполнитель.
Во втором случае в задании прописываются ключи, водность и тошнота текстов. При необходимости можно заказать экспертизу текстового контента.
В этом же пункте прописываются требования к фотографиям, видео роликам, информационной графике.
Служебные страницы
Тут перечисляются особенности формирования служебных страниц. К примеру, согласие на обработку персональных данных, сведения, касающиеся доставки и оплаты. Возможны проблемы с индексацией страниц, вызванные перезагрузками.
В ТЗ для интернет-магазина в обязательном порядке прописывается оптимизация фильтров.
Для первого уровня задействуют только статические ссылки. Предоставляется возможность самостоятельной настройки тегов: тайтла, дескрипшена, заголовков и подзаголовков.
В формировании URL фильтров нужно определиться порядок, чтобы избежать ошибок или некорректно функционирующих параметров.
Не помешает выполнить индексацию страниц, позаботиться о корректной перелинковки внутри ресурса.
Прототипы страниц
Подрядчик нередко предоставляет макеты будущих страниц. Структура набрасывается обычным списком либо представляется в виде графики с обозначением важных элементов.
Под элементами подразумеваются кнопки и шапка ресурса, а также футер со сайдбаром. В случае с коммерческими ресурсами большое внимание уделяется фильтрам.
Дизайн
В текстовой форме описать внешний вид будущего ресурса трудно. Не стоит оперировать понятиями стильно и красиво. Дизайн будет легко создавать при наличии брендбука.
Если такового нет, в задании перечисляются конкретные требования к оформлению страниц:
Особое внимание уделяется оформлению мобильной версии ресурса.
Технологии
Технические требования перечисляются в ТЗ при любом раскладе. На этапе его разработки необходимо учесть мобильную версию, возможность адаптации сайта под различные устройства. Значение также имеет корректное отображение ресурса во всех браузерах.
Контент на сайте также должен отвечать определенным требованиям поисковиков, иначе сайт могут забанить. Внимание уделяется базовой оптимизации страниц, наличию карты интернет-ресурса, человеко-понятных URL.
В случае с интернет-магазином важно определиться с используемой системой платежей, службами доставки товаров, их выгрузкой, CRM.
Выбор домена
В случае с обновлением ресурса у заказчика уже имеется домен. Если сайт разрабатывается с нуля, его нужно выбирать очень тщательно. В хорошем домене имеется:
Рекомендуется использовать доменное имя, соответствующее названию фирмы. Это сделает сайт узнаваемым, поможет выделить его среди конкурентов.
Хостинг
Хостингом называется место хранение файлов сайта. Он определяет доступность и работоспособность ресурса. В тех задании прописывают тип хостинга – сервер это будет или виртуальная платформа, защиту от DDOS-атак, объем выделенного под ресурс места, приблизительное количество пользователей, посещающих сайт за сутки, возможность бесплатного перемещения.
Полезные рекомендации для тех, кому требуется ТЗ на разработку сайта
Определитесь с вопросами организационного характера, обозначьте сроки сдачи ресурса и объем работ, детализируйте задачи.
Обозначьте общие пожелания, касательно создаваемого сайта: для кого он создается. Важно, чтобы домен отражал специфику организации и бизнеса. Приведите перечень страниц.
Предоставьте примеры понравившихся сайтов, демонстрирующие удачный дизайн и функционал, не забудьте про контент. Обозначьте целевые действия с пользовательскими сценариями. Детально пропишите работу кнопок.
Определитесь с содержимым страниц. Важно обозначить, кто будет отвечать за создание контента. Если исполнитель, тексты согласуются с заказчиком, они обязательно должны отвечать критерием поисковиков, быть оптимизированными.
Приведите перечень служебных страниц. Детально распишите специфику их создания. Приведите страничные прототипы. Упростите работу исполнителя простыми примерами, главной и посадочной страниц.
Продумайте оформление, ведь именно оно является визиткой сайта. По возможности предоставьте подрядчику бренбук своей организации. Важно, чтобы оформление сайта перекликалось с фирменным стилем. Если такой отсутствует, пропишите в тех задании шрифты, цветовую гамму и прочие визуальные детали.
Перечислите применяемые технологии. Назовите модули, которые нужно будет установить, от служб доставки до систем выгрузки. Уделите внимание мобильной версии.
Выберите подходящий домен. Он должен отражать название организации, ключи и категорию предпринимательской деятельности. Определитесь с хостингом, именно он определяет работоспособность ресурса.
Заключение
Наличие у клиента правильно сформированного ТЗ уменьшает вероятность проблем на этапе разработки сайта. Оно увеличивает шансы на получение качественного ресурса. К формированию ТЗ нужно подходить со всей ответственностью. «Серые зоны» - все, что не прописано в документе исполнитель может толковать по-своему. То, что очевидно заказчику, может быть неочевидно исполнителю – это нужно прописать.
Для получения функционального ресурса не обойтись без большого ТЗ. Его составление лучше поручить специалистам.